4.СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ТЕОРИИ: АДЛЕР, ФРОММ,
ХОРНИ, САЛЛИВАН.
Психоаналитические теории Фрейда и Юнга взросли в том же климате
позитивизма, который определил направления развития физики и био-
логии девятнадцатого века. Индивид рассматривался в первую очередь
как сложная энергетическая система, поддерживающая себя посредст-
вом взаимодействия с внешним миром. Основные <цели> этого взаимо-
действия - индивидуальное выживание, размножение и эволюционное
развитие. Этим целям служат различные составляющие личность пси-
хические процессы. Согласно эволюционной доктрине, некоторые лич-
ности соответствуют этим задачам лучше, чем другие. Следовательно,
представления ранних психоаналитиков были обусловлены представле-
ниями об изменчивости и приспособлении - хорошем или плохом. Даже
академическая психология была втянута в орбиту дарвинизма и обрати-
лась к проблеме измерений индивидуальных различий в способностях и
определения адаптивной или функциональной ценности психических
процессов.
В то же время формировались иные интеллектуальные тенденции,
отличные от чисто биофизического подхода к человеку. В конце девят-
надцатого века начали развиваться в качестве самостоятельных дисцип-
лин социология и антропология, а их бурный рост в нашем столетии
просто феноменален. Социологи изучали людей, живущих в условиях
138 Социально-психологические теории: Адлер, Фромм, Хорни, Салливан
развитой цивилизации, и обнаружили, что человек - продукт своего
класса и касты, сообщества и народности; антропологи вторглись в отда-
ленные уголки мира, где обнаружили свидетельства почти безграничной
пластичности человека. Согласно этим новым общественным наукам,
человек - преимущественно продукт общества.
Постепенно эти развивающиеся социальные и культурные доктрины
начали просачиваться в психологию и психоанализ и размывать нати-
вистское и физикалистское основание наук. Ряд последователей Фрей-
да, неудовлетворенные тем, что они считали его близорукостью в отно-
шении социальных условий развития личности, порвали с классичес-
ким психоанализом и начали переориентацию психоаналитической теории
в соответствии с направлением нового движения общественных наук.
Среди тех, кто привнес в психоанализ социально-психологические идеи -
четыре человека, чьи взгляды составляют содержание этой главы: Аль-
фред Адлер, Карен Хорни (Horney, К.), Эрих Фромм (Fromm, Е.) и Гар-
ри Стек Салливан (Sullivan, Н.). Из этой четверки отцом <нового соци-
ально-психологического взгляда> может считаться Альфред Адлер,
поскольку он еще в 1911 году порвал с Фрейдом из-за различия во взгля-
дах на проблему сексуальности и начал разрабатывать теорию, двумя
концептуальными столпами которой стали социальный интерес и стрем-
ление к превосходству. Такой авторитетный ученый как Фромм, при-
знавал, что Адлер был первым психоаналитиком, специально обозна-
чившим фундаментальную социальную сущность человека. Позже про-
тив инстинктивистической ориентации психоанализа восстали Хорни и
Фромм, настаивавшие на том, что теории личности релевантны социаль-
но-психологические переменные. Наконец, Гарри Стек Салливан в своей
теории межличностных отношений укрепил позиции теории личности,
ориентированной на рассмотрение социальных процессов. Хотя каждая
из этих теорий располагает собственной системой допущений и понятий,
между ними можно провести ряд параллелей, как это сделали различ-
ные авторы (James, 1947; Ruth Munroe, 1955; Н. L. & R. R. Anbacher,
1956).
To, что Гарри Стек Салливан выбран в качестве главной фигуры еди-
ной главы, определяется в первую очередь тем, что, по нашему убежде-
нию, он поднял свои идеи на более высокий уровень концептуализации
и, следовательно, как теоретик был более влиятелен. Салливан был от-
носительно менее зависим от психоаналитических доктрин; хотя внача-
ле он использовал систему Фрейда, в дальнейшем развил теоретическую
Альфред Адлер. Биография 1 3 9
систему, явно от нее отличную. Он испытал существенное влияние ан-
тропологии и социальной психологии. Представления же Хорни и Фромма
в целом оставались психоаналитическими; Адлер, хотя и отошел от школы
Фрейда, на протяжении всей жизни воплощал импульс раннего сотруд-
ничества с Фрейдом. Хорни и Фромм обычно рассматриваются как реви-
зионисты и неофрейдисты, хотя эти ярлыки вызывают протест Фромма.
Ни один из них не претендовал на создание новой теории личности;
скорее они полагали, что обновляют и разрабатывают старую. Салливан
был новатором в гораздо большей степени. Он был очень оригинальным
мыслителем, имел много преданных сторонников и создал то, что иног-
да называют новой школой в психиатрии.
АЛЬФРЕД АДЛЕР
Альфред Адлер родился в 1870 году в Вене, в семье среднего класса,
скончался в Абердине (Шотландия) в 1937 году во время выступления с
циклом лекций. Медицинскую степень получил в 1895 году в Венском
университете. Вначале он специализировался в области офтальмологии,
а затем, после периода занятий общей медициной, стал психиатром. Он
был одним из основателей Венского психоаналитического общества, поз-
же его президентом. Однако вскоре Адлер начал разрабатывать идеи,
отличные от идей Фрейда и других членов Венского общества, и, когда
различия эти стали слишком очевидны, его попросили представить об-
ществу свою точку зрения. Это произошло в 1911 году, и вследствие
яростной критики и осуждения позиции Адлера со стороны других чле-
нов Общества он ушел с поста президента, а через несколько месяцев
порвал с фрейдовским психоанализом. (Colby, 1951; Jones, 1955; H. L. and
R. R. Ansbacher, 1956, 1964).
Он сформировал собственную группу и направление, известное как
<Индивидуальная психология>, которое привлекло сторонников по все-
му миру. Во время 1 Мировой войны Адлер служил врачом в австрийс-
кой армии, а после войны заинтересовался проблемами воспитания де-
тей и в сотрудничестве с Венским школьным управлением организовал
первую воспитательную клинику. Он был инициатором создания в Вене
экспериментальной школы, где применялась его теория воспитания (Furt-
muller, 1964).
740 Социально-психологические теории: Адлер, Фромм, Хорни, Салливан
В 1935 году Адлер поселился в Соединенных Штатах, где продолжил
практиковать как психиатр, а также преподавал психологию в меди-
цинском колледже Лонг-Айленда. Адлер был плодовитым автором и
неутомимым лектором. За свою жизнь он опубликовал сто книг и ста-
тей. (1927) - вероятно,
лучшее введение в теорию личности, созданную Адлером. Более кратко
взгляды Адлера изложены в (1930) и
nal Journal of Individual Psychology> (1935). Хейнци Ровена Ансбахер
1956, 1964) издали и аннотировали два тома сочинений Адлера. Эти два
тома-лучший источник информации об адлеровой <индивидуальной
психологии>. Были опубликованы две биографии Адлера (Bottome, 1939;
Orgler, 1963). Идеи Адлера распространяются Американским общест-
вом адлерианской психологии с отделениями в Нью-Йорке, Чикаго и
Лос-Анджелесе и через журнал этого общества -
of Individual Psychology>.
В явном противоречии с основным допущением Фрейда о том, что
поведение человека управляется врожденными инстинктами, и главной
аксиомой Юнга, что поведение человека управляется врожденными ар-
хетипами, Адлер принял допущение о том, что человеческая мотивация
в основном представлена социальными побуждениями. По Адлеру,
люди - изначально социальные существа. Они соотносят себя с други-
ми людьми, участвуют в совместной социальной деятельности, ставят
общее благо выше эгоистических интересов, и стиль их жизни преиму-
щественно социален по своей ориентации. Адлер не считал, что люди
социализируются просто потому, что вовлекаются в социальные процес-
сы; социальный интерес врожден, хотя развивающиеся специфические
отношения с людьми и социальными институтами определяются харак-
тером общества, в котором рожден человек. Следовательно, в одном ас-
пекте точка зрения Адлера биологична - так же, как взгляды Фрейда и
Юнга. Все трое допускают врожденную сущность человека, сущность,
определяющую его личность. Фрейд выделил секс. Юнг - изначальные
мыслительные паттерны, Адлер выделяет социальный интерес. Это вни-
мание к социальным детерминантам поведения, игнорировавшимся или
сведенным к минимуму Фрейдом и Юнгом,- вероятно, величайшая те-
оретическая заслуга Адлера. Он обратил мысль психологов к социаль-
ным переменным и помог становлению социальной психологии как от-
расли тогда, когда она нуждалась в поощрении и поддержке, особен-
но - со стороны психоаналитиков.
Альфред Адлер. Биография 141
Второй важный вклад Адлера в теорию личности - понятие креатив-
ного Я. В отличие от фрейдовского эго, представляющего группу обслу-
живающих инстинкты процессов, Я у Адлера - высоко персонализиро-
ванная субъективная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт
организма. Более того, оно ищет тот опыт, который поможет в осущес-
твлении уникального жизненного стиля личности; если его найти невоз-
можно, Я старается его создать. Это представление о креативном Я для
психоаналитической теории было новым и помогло компенсировать ис-
ключительный <объективизм> классического психоанализа, который при
рассмотрении движущих сил личности почти полностью опирался на
представление о биологических потребностях и внешних стимулах. Как
мы увидим в дальнейшем, представление о Я сыграло главную роль в
последних разработках относительно личности. Вклад Адлера в эту но-
вую тенденцию - рассмотрение Я как существенной причины поведе-
ния - считается очень весомым.
Третья черта психологии, разработанной Адлером, отличающая ее от
классического психоанализа,- акцент на уникальности личности. Ад-
лер представлял каждого человека как уникальную систему мотивов,
черт, интересов, ценностей; каждое действие человека несет печать свой-
ственного именно ему жизненного стиля. В этом отношении Адлер при-
надлежит к традициям Уильяма Джеймса (James, W.) и Вильяма Штер-
на, которые считаются основателями психологии персонализма.
В теории Адлера роль сексуального инстинкта сведена к минимуму,
тогда как у раннего Фрейда ему придается почти исключительная роль
в динамике поведения. К монологу Фрейда о сексе Адлер добавляет но-
вые голоса. Люди - в первую очередь социальные, а не сексуальные
существа. Их мотивирует социальный, а не сексуальный интерес. Их
неполноценность не ограничивается областью сексуального, но распрос-
траняется на все стороны бытия, как физические, так и психологичес-
кие. Они стремятся к развитию уникального жизненного стиля, в кото-
ром сексуальные побуждения играют незначительную роль. В сущнос-
ти, то, как человек удовлетворяет сексуальную потребность, определяется
стилем жизни, а не наоборот. Развенчание Адлером сексуальности дало
многим отрадное освобождение от монотонии пансексуализма Фрейда.
Наконец, Адлер считал центром личности сознание, что делает его
пионером эго-ориентированной психологии. Люди - сознательные сущес-
тва, обычно понимающие причины своего поведения. Они сознают свою
неполноценность и сознают цели, к которым стремятся. Более того, люди
1 42 Социально-психологические теории: Адлер, Фромм, Хорни, Салливан
обладают самосознанием, способны планировать действия и управлять
ими, полностью сознавая их значение для собственной самореализации.
Это абсолютно противоположно теории Фрейда, в которой сознание ни-
зведено до положения ничтожества, пены на поверхности моря бессо-
знательного.
Альфред Адлер, подобно многим теоретикам, получившим медицинс-
кую подготовку и практиковавшим как психиатры, свои первые теоре-
тические разработки посвятил проблемам аномального поведения. Он
сформулировал основные положения теории неврозов, и лишь в 20-е
годы развил свою теорию настолько, что она охватила и проблемы здо-
ровой личности. Разработанная Адлером теория личности крайне эко-
номна - в том смысле, что вся теоретическая конструкция строится на
немногих базовых понятиях. По этой причине, позицию Адлера можно
изложить соответственно нескольким общим заголовкам. Вот они: 1) фик-
тивный финализм; 2) стремление к превосходству; 3) чувство неполно-
ценности и компенсация; 4) социальный интерес; 5) стиль жизни; 6) кре-
ативное Я.
ФИКТИВНЫЙ ФИНАЛИЗМ
Вскоре после разрыва с кружком Фрейда, Адлер попал под философ-
ское влияние Ганса Вейгингера (Vaihinger, Н.), чья книга
hy of "as if"> вышла в 1911 году (перевод на английский-1925 г.).
Вейгингер развивал любопытную и многообещающую идею о том, что
люди живут фиктивными представлениями, не имеющими соответствий
в действительности. Эти фикции - например, <все люди созданы равны-
ми>, <честность - лучшая политика>, <цель оправдывает средства> - не
дают возможности эффективно взаимодействовать с реальностью. Они
представляют собой вспомогательные конструкты или допущения, но не
гипотезы, которые можно было бы проверить. Когда они становятся бес-
полезны, без них можно обойтись.
Адлер воспринял эту философскую доктрину идеалистического пози-
тивизма и использовал в собственных целях. Напомним, Фрейд подчер-
кивал роль конституциональных факторов и раннего детского опыта как
того, что детерминирует личность. Адлер нашел у Вейгингера опровер-
жение этого жесткого детерминизма: он обнаружил идею о том, что в
мотивации большую роль играют ожидания, а не прошлые переживания.
Стремление к превосходству 143
Цели не существуют в будущем как часть телеологического плана - ни
Вейгингер, ни Адлер не верили в предначертание или рок; нет, они
существуют субъективно, ментально, здесь и сейчас - как влияющие
на поведение стремления и идеалы. Например, если человек верит, что
праведников примут небеса, а грешников - ад, можно предположить,
что это окажет определенное влияние на его поведение. Эти фиктивные
цели, по Адлеру,- субъективные причины психологических явлений.
Подобно Юнгу, Адлер связывал теорию Фрейда с принципом причин-
ности, а собственную - с принципом финализма.
<Индивидуальная психологии решительно настаивает на том, что психо-
логические феномены невозможно понять, не основываясь на>принципе
финализма. Причины, силы, инстинкты, побуждения не могут быть осно-
вой для объяснения. Только финальные цели могут объяснить человечес-
кое поведение. Переживания, травмы, половое развитие не дадут объясне-
ния, но перспектива, в которой они видятся, индивидуальный способ
видения, подчиняющий жизнь финальной цели, могут это сделать> (1930,
с. 400).
Эта финальная цель может быть фикцией, то есть недостижимым
идеалом, но тем не менее является реальным стимулом и дает оконча-
тельное объяснение поведения. Адлер полагал, однако, что здоровый
человек может освободиться от этих фикций и при необходимости от-
крыто встретить реальность - невротик на это не способен.
СТРЕМЛЕНИЕ К ПРЕВОСХОАСГВУ
Что же является той конечной целью, к которой стремятся все люди
и которая придает личности связность и единство? Примерно в 1908 году
Адлер пришел к заключению, что агрессивность важнее сексуальности.
Несколько позже место агрессивных побуждений заняла <воля к влас-
ти>. Адлер отождествил власть с маскулинностью, а слабость - с феми-
нинностью. Примерно в 1910 году он выдвигает идею <маскулинного
протеста> - формы сверхкомпенсации, как мужской, так и женской, в
ситуации, когда человек чувствует себя неадекватным и униженным.
Позже Адлер отказался от <воли к власти> в пользу <стремления к пре-
восходству> (к этому понятию он прибегал в дальнейшем). Следователь-
но, его представление о конечной цели человека прошло три стадии раз-
вития: 1) быть агрессивным; 2) обладать властью; 3) превосходить.
744 Социально-психологические теории: Адлер, Фромм, Хорни, Салливан
Адлер очень ясно показывает, что под превосходством он не имеет в
виду социальное различие, лидерство или высокое положение в общест-
ве. Под стремлением к превосходству Адлер подразумевает нечто очень
сходное с юнгианскими представлениями о самости или принципом само-
актуализации Гольдштейна. Это - стремление к совершенной исполнен-
ности. Это - <великое движение ввысь>.
<В каждом психологическом феномене я начал ясно видеть стремление к
превосходству. Оно параллельно физическому развитию и с необходимостью
внутренне присуще самой жизни. Оно лежит в основе решения жизнен-
ных проблем и проявляется в том, как мы с ними справляемся. Оно опре-
деляет направление всех наших функций. Они устремлены к победам, без-
опасности, росту - в направлении верном или неверном. Импетус от минуса
к плюсу бесконечен. Стремление снизу вверх неистощимо. О каких бы
основаниях ни размышляли философы и психологи - о самосохранении,
принципе удовольствия, уравнивании - все это не более, чем отдаленные
репрезентации великого движения ввысь> (1930, с. 398).
Откуда исходит стремление к превосходству? Адлер считает его врож-
денным; это часть жизни; фактически, это - сама жизнь. С рождения
до смерти стремление к превосходству ведет человека на все боле высо-
кие стадии развития. Это - могущественный динамический принцип.
Нет отдельных независимых побуждений, ибо каждое из них черпает
энергию из стремления к завершенности. Адлер признает, что стремле-
ние к превосходству может выражаться тысячью различных способов и
что каждый человек по-своему достигает или пытается достичь совер-
шенства. Невротик, к примеру, стремится к самоуважению, силе, само-
возвышению - иными словами, преследует эгоистические цели,- в то
время как цели здорового человека в первую очередь социальны.
Как же именно индивид обретает конкретные формы стремления к
превосходству? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обсудить его
представление о чувстве неполноценности.
ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ И КОМПЕНСАЦИЯ
На ранних стадиях своей карьеры, еще занимаясь общей медици-
ной, Адлер выдвинул идею неполноценности органа и сверхкомпенса-
ции. В то время он пытался найти ответ на вечный вопрос: почему, когда
люди заболевают или страдают от болей, больным или болезненным
Чувство неполноценности и компенсация 145
оказывается какой-то определенный участок тела? У одного проблемы с
сердцем, у другого - с легкими, у третьего развивается артрит. Адлер
предположил, что причина, определяющая местоположение конкретно-
го расстройства - исходная неполноценность данного региона, либо врож-
денная, либо связанная с аномалиями развития. Далее, он заметил, что
человек с дефектным органом часто старается компенсировать его сла-
бость за счет интенсивной тренировки. Самый знаменитый пример ком-
пенсации неполноценности органа - пример Демосфена, в детстве стра-
давшего заиканием и ставшего одним из величайших ораторов мира.
Более поздний пример: Теодор Рузвельт, в юности физически слабый,
систематическими упражнениями превратил себя в физически развито-
го человека.
Вскоре после публикации монографии о неполноценности органа, Адлер
расширил свои представления о неполноценности, включив в него вся-
кое чувство, возникающею в связи с переживанием социальной или пси-
хологической несостоятельности, помимо переживаний, связанных с
физической слабостью и нездоровьем. В это время Адлер отождествил
неполноценность с немужественностью или фемининностью, а компен-
сацию назвал <маскулинный протест>. Однако позже он подчинял эту
точку зрения более общей, состоящей в том, что чувство неполноценнос-
ти возникает из ощущения дефектности или несовершенства в любой
жизненной сфере. Например, чувство неполноценности мотивирует ре-
бенка на стремление к более высокому уровню развития. По достижении
этого уровня ребенок вновь переживает чувство неполноценности, и дви-
жение ввысь получает новый импульс. Адлер утверждал, что чувство
неполноценности не является признаком патологии; оно - причина со-
вершенствования человека. Разумеется, чувство неполноценности мо-
жет быть ненормально преувеличено особыми условиями, балованием
или отвержением ребенка, и в этих случаях могут возникать определен-
ные аномальные явления типа комплекса неполноценности или компен-
саторного комплекса превосходства. Но в нормальных обстоятельствах
чувство неполноценности или недостаточности - великая движущая сила.
Иными словами, людей толкает вперед желание преодолеть свою непол-
ноценность и ведет за собой стремление к превосходству.
Адлер не был сторонником принципа гедонизма. Хотя он и полагал
что чувство неполноценности болезненно, но не считал, что облегчение
его непременно доставляет удовольствие. Цель жизни, по Адлеру,- не
удовольствие, а совершенство.
1 4 6 Социально-психологические теории: Адлер, Фромм, Хорни, Салливан
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
На ранних этапах теоретической деятельности, когда Адлер провоз-
глашал агрессивную, власти жаждущую сущность человека и идею мас-
кулинного протеста как компенсации фемининной слабости, его жестко
критиковали за то, что он подчеркивал эгоистические стремления и иг-
норировал социальные мотивы. Стремление к превосходству звучало как
боевой клич ницшеанского сверхчеловека и походило на дарвиновский
принцип выживания более приспособленного.
Адлер, защитник социальной справедливости, сторонник социал-де-
мократии, расширил свои представления о человеке, включив в них со-
циальный интерес (1939). Хотя социальный интерес включает такие
явления, как кооперация, межличностные и социальные отношения,
идентификацию с группой, эмпатию и т.п., он существенно шире на-
званного. В конечном итоге социальный интерес состоит в помощи об-
ществу в достижении цели - совершенства общества. <Социальный ин-
терес - истинная и неизбежная компенсация всех естественных слабос-
тей человеческих индивидов> (1929Ь, с. 31).
С первого дня жизни человек укоренен в обществе. Кооперация про-
является во взаимоотношениях младенца с матерью, и с этого времени
человек непрерывно включен в систему межличностных отношений,
которые формируют личность и дают конкретные пути поиска превос-
ходства. Стремление к превосходству становится социализированным;
на место сугубо личных амбиций и эгоистических достижений приходит
идеал совершенного общества. Работая во имя общего блага, люди ком-
пенсируют индивидуальную слабость.
Адлер полагал социальный интерес врожденным; люди - социаль-
ные существа по природе, а не по привычке. В то же время, как любой
задаток, эта природная предрасположенность не проявляется спонтан-
но: для этого необходимо руководство и обучение. Веря в достоинства
воспитания, Адлер уделял много времени организации детских воспита-
тельных клиник, совершенствованию школ и просвещению населения в
области методов воспитания детей.
По сочинениям Адлера интересно проследить решительное - хотя и
постепенное - изменение его представлений о человеке начиная с ран-
них лет профессиональной деятельности, когда он взаимодействовал с
Фрейдом, до последних лет, когда он получил международное призна-
ние. Ранний Адлер полагал, что людьми движет ненасытная жажда власти
Социальный интерес 147
и господства, призванная компенсировать глубоко сокрытое чувство не-
полноценности. С точки зрения более позднего Адлера людьми движет
врожденный социальный интерес, заставляющий подчинять частные
выгоды общему благу. Образ совершенного человека пришел на место
образа человека сильного, агрессивного, доминирующего в обществе и
эксплуатирующего его. Социальный интерес пришел на смену эгоисти-
ческому.
ЖИЗНЕННЫЙ СТИЛЬ
Это - слоган адлеровской теории личности. Это - постоянная тема
всех последних произведений Адлера (например: 1929а, 1931) и наибо-
лее яркая особенность его психологии. Жизненный стиль - это систем-
ное основание функционирования личности; это - целое, которому под-
чинены части. Жизненный стиль - ведущий идеографический принцип,
объясняющий уникальность человека. Жизненный стиль есть у каждо-
го, но нет двух человек с одинаковым стилем жизни.
Что же именно имеется в виду? Точно ответить трудно, так как Адлер
по этому поводу в различных работах говорил разное, иногда - проти-
воположное. Кроме того, трудно разграничить это понятие и понятие
<креативное Я>.
Перед всеми людьми стоит одна цель - достижение превосходства,
но пути ее достижения различны. Один старается обрести превосходство
развивая интеллект, другой отдает все силы физическому совершенство-
ванию. Интеллектуал читает, изучает размышляет; он ведет более <си-
дячий> и уединенный образ жизни, нежели человек активный. Элемен-
ты своего существования, домашние привычки, развлечения, ежеднев-
ную рутину, отношения с родными, друзьями, знакомыми, социальную
активность интеллектуал организует соответственно цели интеллекту-
ального превосходства. Все, что делается, делается ввиду этой конечной
цели. Все поведение человека определяется его жизненным стилем. Че-
ловек воспринимает, заучивает, сохраняет в памяти то, что удовлетво-
ряет жизненному стилю, и игнорирует остальное.
Жизненный стиль формируется в детстве, к пятилетнему возрасту, и
с этого времени переживания ассимилируются и утилизируются соответ-
ственно уникальному жизненному стилю. Отношения, чувства, апперцеп-
ции фиксируются и автоматизируются в детстве, после чего жизненный
148 Социально-психологические теории: Адлер, Фромм, Хорни, Салливан
стиль практически неизменен. Человек может обрести новые способы
выражения своего уникального стиля жизни, но это не более, чем кон-
кретизация основного стиля, сформировавшегося в детстве.
Что определяет стиль жизни индивида? В ранних произведениях Ад-
лер говорил, что в основном он определяется специфической неполно-
ценностью, воображаемой или реальной. Жизненный стиль - компен-
сация конкретной неполноценности. Если ребенок физически ослаблен,
жизненный стиль может принять форму совершения того, что сделает
физически сильным. Неумный ребенок будет стремиться к интеллекту-
альному превосходству. Завоевательный жизненный стиль Наполеона
был детерминирован его хрупким физическим сложением, а ненасыт-
ная жажда мирового господства Гитлера - импотенцией. Такое про-
стое объяснение человеческого поведения, вызвавшее широкий отклик
и получившее широкое распространение в практике анализа характера
в 20-е - 30-е гг., самого Адлера не удовлетворяло. Оно было слишком
простым и механистичным. Он искал динамический принцип - и на-
шел креативное Я.
КРЕАТИВНОЕ Я
Это понятие - вершинное достижение Адлера как теоретика личнос-
ти. Когда он открыл креативную силу Я, остальные понятия встали в
зависимость от этого представления, в нем он наконец обнаружил иско-
мое - перводвигатель, философский камень, эликсир жизни, первопри-
чину всего человеческого. Единое креативное Я играет роль правителя.
Как и любая первопричина, креативная сила Я трудно поддается опи-
санию. Мы можем видеть ее проявления, но не ее самое. Это - нечто
между стимульным воздействием на человека и реакцией человека на
этот стимул. В сущности, согласно идее креативного Я, человек сам тво-
рит свою личность. Он создает ее из сырого материала наследственности
и опыта.
<Наследственность лишь наделяет его (человека) определенными способ-
ностями. Среда лишь дает ему определенные впечатления. Эти способнос-
ти и опыт, а также способ их "переживания" - точнее, интерпретация
этих переживаний - выступают как кирпичи, из которых слагается отно-
шение к жизни, определяющее взаимоотношения с внешним миром> (Ad-
ler, 1935, с. 5).
Типичные исследования. Методы исследования 149
В отношении фактов креативное Я выступает чем-то наподобие дрож-
жей, трансформируя их в личность - субъективную, динамичную, единую,
обладающую уникальным стилем. Креативное Я придает жизни смысл:
оно создает цель и средства ее достижения. Креативное Я - активное нача-
ло человеческой жизни, и понятие это отлично от старого понятия <душа>.
Подводя итог, можно сказать, что созданная Адлером теория личнос-
ти выступает как антитеза Фрейдовских представлений об индивидуаль-
ности. Наделив человека альтруизмом, человечностью, стремлением к
сотрудничеству, Адлер вернул людям чувство собственного достоинства,
столь замечательно разрушенное психоанализом. Вместо унылой мате-
риалистической картины, вызывавшей испуг и отвращение многих чи-
тателей Фрейда, Адлер предложил такой портрет человека, который
приносил чувство удовлетворения, вселял надежду, давал почувствовать
свою целостность. Представление Адлера о природе человека соответ-
ствовало популярной идее о том, что человек может быть не жертвой
своей судьбы, а ее хозяином.
ТИПИЧНЫЕ ИССЛЕАОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В основном эмпирические данные Адлер добывал в терапевтической
ситуации, и по большей части они представляют реконструкции про-
шлого по воспоминаниям пациента и оценку поведения в настоящем на
основе вербальных отчетов. Здесь достанет места упомянуть лишь не-
сколько примеров исследований Адлера.
Порядок рождения и личность
Следуя своему интересу к социальным детерминантам личности, Адлер
обнаружил высокую вероятность того, что личности старшего, среднего
и младшего ребенка в семье существенно различаются (1931, ее. 144-154).
Эти различия он объяснял особенностями переживаний каждого ребен-
ка как члена социальной группы.
Перворожденному - старшему - ребенку уделяется большое внимание
до тех пор, пока не родился второй, после этого он оказывается внезапно
низвергнут со своего положения любимца и должен делиться с новорож-
денным родительской привязанностью. Это переживание может влиять
на старшего ребенка по-разному - например, вызвать ненависть к лю-
дям, стремление защититься от поворотов судьбы, чувство опасности. По
1 50 Социально-психологические теории: Адлер, Фромм, Хорни, Салливан
наблюдениям Адлера, невротики, преступники, пьяницы и извращенцы
часто бывают первенцами. Если родители ведут себя мудро, подготавли-
вая старшего ребенка к появлению соперника, у него больше шансов вы-
расти ответственным человеком, готовым к роли защитника, опекуна.
Второй - средний - ребенок характеризуется амбициозностью. Он постоян-
но старается обогнать старшего сиблинга. Он также склонен к бунту и за-
висти, но в целом лучше адаптирован, чем старший и младший сиблинги.
Самый младший ребенок - ребенок <испорченный>. Он, вслед за стар-
шим, имеет наибольшие шансы стать ребенком с проблемами, а поз-
же - невротичным и неадаптированным взрослым.
Хотя ранние попытки проверить <теорию порядка рождения> не при-
несли ей серьезной поддержки (Jones, 1931), более тонкая работа Шах-
тера (Schachter, S., 1959) впечатляюще подтвердила тезисы Адлера и
открыла этот предмет для многочисленных исследований.
Ранние воспоминания
Адлер полагал, что ключом к пониманию базового жизненного стиля мо-
гут быть самые ранние воспоминания, о которых человек сможет сооб-
щить (1931). Например: девушка начинает описание ранних воспомина-
ний со слов: <Когда мне было три года, мой отец...> Это указывает на то,
что она заинтересована в отце больше, чем в матери. Затем она продолжа-
ет говорить о том, что отец привел двух пони - для старшей сестры и для
нее - и что старшая сестра вела пони за повод вдоль по улице, тогда как
ее собственный пони тащил ее за собой по грязи. Такова судьба младшего
ребенка - оказываться на вторых ролях в отношениях со страшим сиб-
лингом - и это мотивирует на попытку обогнать лидера. Ее жизненный
стиль руководствуется амбициями, желанием быть первой, глубоким чув-
ством разочарования, опасности, предчувствием поражения.
Молодой человек, обратившийся по поводу острых приступов тревоги,
воспроизвел следующую сцену. <Когда мне было четыре года, я сидел у
окна и смотрел на рабочих, которые строили дом на другой стороне ули-
цы, а мама в это время вязала чулок>. Это воспоминание указывает на то,
что молодого человека в детстве баловали, так как память сохранила об-
раз заботливой матери. То, что он смотрит на работающих других, позво-
ляет предположить, что его жизненный стиль - стиль скорее наблюдате-
ля, а не участника. Это подтверждалось тем, что он испытывал тревогу
всегда, когда пытался избрать сферу профессиональной деятельности. Адлер
предложил ему подумать о занятии, где могла бы быть использована его
Эрих Фромм 1 51
склонность к наблюдению и созерцанию. Пациент воспринял совет Адле-
ра и стал удачливым торговцем произведениями искусства.
Адлер использовал свой метод как в индивидуальной, так и в группо-
вой работе и обнаружил, что это - простой и экономный путь изучения
личности. Ранние воспоминания теперь используются в качестве проек-
тивной техники (Mosak, 1958).
Аетские переживания
Адлера особенно интересовали ранние события, предрасполагающие ре-
бенка к ошибочному жизненному стилю. Он выявил три важных факто-
ра: 1) неполноценность ребенка; 2) <испорченность> ребенка; 3) отвер-
женное положение ребенка. Дети с физической или умственной недоста-
точностью несут тяжкое бремя и скорее всего при встрече с жизнью
будут чувствовать неадекватность. Они считают себя неудачниками и
часто таковыми являются. Тем не менее, в случае понимания и поддер-
жки родителей они могут компенсировать неполноценность и обратить
слабость в силу. Многие выдающиеся люди в детстве страдали органи-
ческой слабостью, которая затем была компенсирована. Снова и снова
Адлер говорил о зле избалованности, которое считал величайшим про-
клятием, довлеющим над ребенком. У избалованных детей не развива-
ется социальное чувство; они становятся деспотами, ждущими от общес-
тва того, чтобы то приспосабливалось к их эгоцентрическим желаниям.
Таких людей Адлер считал потенциально самыми опасными для общес-
тва. Отвержение ребенка также приводит к несчастливым последстви-
ям. Испытывая плохое отношение к себе в детстве, эти люди во взрос-
лом возрасте становятся врагами общества. Их стиль жизни определяет-
ся потребностью отомстить. Эти три условия - органическая слабость,
избалованность и отвержение - продуцируют ошибочное представление
о мире и находят воплощение в патологическом жизненном стиле.
ЭРИХ ФРОММ
Эрих Фромм родился в Германии, во Франкфурте, в 1900 г.; психологию
и социологию изучал в университетах Гейдлеберга, Франкфурта и Мюн-
хена. Получив в 1922 году степень доктора в Гейдлеберге, он прошел
психоаналитическую подготовку в Мюнхене и знаменитом Берлинском
1 52 Социально-психологические теории: Адлер, Фромм, Хорни, Салливан
психоаналитическом институте. В Соединенных Штатах он появился в
1933 г. в качестве лектора Чикагского психоаналитического института,
затем занимался частной практикой в Нью-Йорке. Преподавал в ряде
университетов США и Мексики. Теперь Фромм живет в Швейцарии.
Его книги привлекли внимание не только специалистов в области пси-
хологии, социологии, философии, религии, но и широкой публики.
Фромм испытал серьезное влияние работ Карла Маркса, в особеннос-
ти его ранней работы <.Экономико-философские рукописи> 1844 г. Этот
труд в английском переводе включен Фроммом в работу
(1968) называемая также потребностью в привя-
of man> (1961). В работе <.Beyond the chains of illusion> (1962) Фромм
сопоставляет идеи Фрейда и Маркса, отмечая их противоречия и пыта-
ясь создать синтез. Фромм считает Маркса мыслителем более глубоким,
чем Фрейд; и использует психоанализ в основном для заполнения пробе-
лов у Маркса. Фромм (1959) опубликовал критический, даже полеми-
ческий анализ личности и влияния Фрейда и, по контрасту, панегирик
Марксу (1961). Хотя Фромма вполне можно назвать марксистски ори-
ентированным теоретиком личности, сам он предпочитал называться
диалектическим, гуманистом. Труды Фромма вдохновлены его обшир-
ными познаниями в области истории, социологии, литературы и фило-
софии.
Важнейшая тема произведений Фромма - тема человеческого одино-
чества и изоляции в силу отчуждения от природы и других людей. Это
состояние изоляции не обнаруживается ни у одного другого вида живот-
ных; это - исключительно человеческая ситуация. Например, ребенок,
освободившись от первоначальных связей с родителями, чувствует себя
изолированным и беспомощным. Раб, быть может, обретает свободу лишь
для того, чтобы почувствовать себя брошенным в чужой, по большей
части, мир. Будучи рабом, он принадлежал кому-то и чувствовал связь с
миром и другими людьми, даже не будучи свободным. В книге <.Escape
from freedom> (1941) Фромм развивает тезис о том, что на протяжении
веков люди, обретая все большую свободу, чувствовали себя все более
одиноко. Свобода, следовательно, оказывается негативным состоянием,
от которого люди стараются спастись.
Каков же выход? Человек может либо объединиться с другими в духе
любви и сотрудничества, или же искать безопасности в подчинении ав-
торитету либо в конформной позиции по отношению к обществу, В од-
ном случае люди используют свободу для создания лучшего общества; в
другом - обретают новые оковы. написано во
Эрах Фромм 153
времена нацизма, и в ней показано, что эта форма тоталитаризма была
привлекательна для людей в силу того, что предлагала безопасность.
Но, как показывает Фромм в последующих произведениях (1947, 1955,
1964), любая созданная человечеством форма общества, будь то феода-
лизм, капитализм, фашизм, социализм или коммунизм, представляет
попытку разрешения базового человеческого противоречия. Это проти-
воречие состоит в том, что человек одновременно является и частью
природы, и отдельным от нее, в том, что он одновременно и животное, и
человеческое существо. Как животное, человек обладает определенными
биологическими потребностями, которые должны быть удовлетворены.
Как человеческое существо, он обладает самосознанием, разумом, вооб-
ражением. Исключительно человеческими переживаниями являются
чувства нежности, любви и сопереживания, отношения, интереса, от-
ветственности, идентичности, честности, ранимости, трансценденции и
свободы, ценности и нормы (1968). Эта двуаспектность - бытие живот-
ным и человеком - составляет базовое противоречие человеческого су-
ществования. <Понимание человеческой души должно основываться на
анализе человеческих потребностей, вырастающих из условий его су-
ществования> (1955, с. 25).
Что же это за потребности, вырастающие из условий человеческого
существования? Их пять: потребность в связи с другими; потребность в
трансценденции; потребность в укорененности; потребность в идентич-
ности; потребность в системе ориентации. Потребность в связи (в работе
занности) проистекает из того факта, что люди, становясь людьми, ока-
зываются вырванными из исходного животного единства с природой.
<Животное от природы обладает тем, что позволяет совладать с возника-
ющими ситуациями> (1955, с. 23), человек же с его возможностями раз-
мышления и воображения утерял эту интимную связь с природой. Вмес-
то этих инстинктивных связей, которыми располагают животные, люди
вынуждены создавать собственные отношения, из которых наиболее удов-
летворительными оказываются те, что основаны на продуктивной люб-
ви. Продуктивная любовь всегда подразумевает взаимную заботу, ответ-
ственность, уважение и понимание.
Стремление к трансценденции соответствует человеческой потреб-
ности подняться над своей животной природой, не оставаться создани-
ем, а стать создателем. Если на пути творческих стремлений возника-
ют неодолимые препятствия, человек становится разрушителем. Фромм
1 54 Социально-психологические теории: Адлер, Фромм, Хорни, Салливан
подчеркивает, что любовь и ненависть - не взаимоисключающие чувст-
ва; то и другое - ответ на потребность человека преодолеть свою живот-
ную природу. Животные не могут ни любить, ни ненавидеть - это до-
ступно лишь человеку.
Люди хотят чувствовать свои природные корни; они хотят быть частью
мира, чувствовать, что они <принадлежат> ему. Дети имеют коренную
связь с матерью, но если это отношение сохраняется за пределами детст-
ва, оно расценивается как нездоровая фиксация. Наиболее удовлетворя-
ющие его здоровые корни человек обнаруживает в чувстве родства с
другими мужчинами и женщинами. Но у человека есть и стремление к
собственной идентичности, к уникальности своей индивидуальности. Если
эта цель не достигается индивидуальными творческими усилиями, он
может обрести некоторый отличительный признак, идентифицируясь с
другим человеком или группой. Раб идентифицируется с хозяином, граж-
данин - с государством, рабочий - с компанией. В этом случае чувство
идентичности вырастает не из бытия кем - либо, а из принадлежности
кому-либо.
Наконец, людям нужна определенная система ориентиров, стабиль-
ный и последовательный способ восприятия и понимания мира. Возни-
кающая система ориентиров изначально может быть рациональной или
иррациональной либо содержать элементы того и другого.
Для Фромма это объективно существующие чисто человеческие пот-
ребности. Их нельзя обнаружить у животных; их нельзя вывести и из
того, что люди говорят относительно своих желаний. Не порождаются
эти стремления и обществом; скорее они укореняются в людях эволюци-
онно. Каково же тогда отношение общества к человеческому существо-
ванию? Фромм считает, что специфические проявления этих потребнос-
тей, способы реализации внутреннего потенциала человека детермини-
руются <социальным порядком, в соответствии с которым живет человек>
(1955, с. 14). Личность человека развивается соответственно возможнос-
тям, предоставляемым конкретным обществом. К примеру, в капита-
листическом обществе человек может обретать чувство собственной иден-
тичности, став богатым, или развить чувство укорененности, став зави-
симым и облеченным доверием служащим богатой компании. Иными
словами, приспособление человека к обществу обычно представляет ком-
промисс между внутренними потребностями и внешними требованиями.
Социальный характер человека развивается в соответствии с требовани-
ями общества.
Эрих Фромм 155
Фромм выделил и описал пять типов социального характера, которые
обнаруживаются в современном обществе: рецептивный, эксплуативный,
накопительский, рыночный и продуктивный. Эти типы являют способ
отношения индивидов к миру и друг к другу. Лишь последний из них
расценивается Фроммом как здоровый и отражает то, что Маркс назы-
вал <свободной сознательной активностью>. Любой индивид предостав-
ляет смешение этих пяти типов или направленностей, хотя одна или две
из них могут выделяться из остальных. Так, тип человека может быть
продуктивно-накопительским или непродуктивно-накопительским. Про-
дуктивно-накопительский тип может воплощаться в человеке, приобре-
тающем землю или накапливающем деньги для того, чтобы обрести воз-
можность большей продуктивности; к непродуктивно-накопительскому
относится человек, занимающийся накопительством ради накопительст-
ва, без какой-либо пользы для общества.
Позже (1964) Фромм описал еще два типа характера - некрофиль-
ный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему
биофильный, воплощающий любовь к жизни. Фромм отмечает, что ка-
жущееся сходство между его идеей и представлениями Фрейда об ин-
стинктах жизни и смерти не соответствует действительности. Для Фрей-
да и инстинкт жизни, и инстинкт смерти коренятся в человеческой би-
ологии, тогда как по Фромму жизнь - единственная исходная сила.
Смерть вторична и вступает в действие лишь тогда, когда жизненные
силы фрустрированы.
С точки зрения функционирования конкретного общества безусловно
важно, чтобы характер ребенка формировался соответственно требова-
ниям общества. Задача родителей и тех, кто обучает и воспитывает ре-
бенка помимо них,- сделать так, чтобы ребенок хотел действовать, как
это необходимо для сохранения данной экономической, политической и
социальной системы. Так, в капиталистической системе должно воспи-
тываться стремление к экономии, так как капитал выгоден для разви-
тия экономики. Общество, развивающее кредитную систему, предпола-
гает внутреннее стремление людей платить по счетам. Фромм приводит
многочисленные примеры типов характера, формирующихся в демокра-
тическом капиталистическом обществе.
Выдвигая по отношению к людям требования, противоречащие их
природе, общество деформирует и фрустрирует людей. Оно отчуждает
их от <человеческой ситуации> и отказывает в соблюдении базовых ус-
ловий существования. К примеру, и капитализм, и коммунизм стремятся
756 Социально-психологические теории: Адлер, Фромм, Хорни, Салливан
превратить человека в робота, наемного раба, ничтожество, и часто ве-
дут человека к помешательству, антисоциальному поведению, самораз-
рушению. Фромм без колебаний объявляет больным общество, которое
не может удовлетворить базовые потребности людей (1955).
Фромм подчеркивает также, что, если общество изменяется в каком-
то важном отношении - например, капитализм сменяет социализм или
фабричная система приходит нм смену ремесленничеству,- такое изме-
нение вызывает нарушение в социальном характере. Прежняя структу-
ра характера не соответствует новому обществу, что усиливает чувства
отчужденности и отчаяния. Прежние связи рвутся, и человек, пока не
обретет новые корни, чувствует себя потерянным. В такие периоды -
переходные периоды - человек оказывается жертвой всех видов пана-
цеи, предлагающих спасение от одиночества.
Проблема отношений человека и общества имеет для Фромма вели-
кую важность, и он постоянно к ней возвращается. Фромм глубоко убеж-
ден в истинности следующих положений: 1) человек обладает врожден-
ной сущностной природой; 2) общество создано людьми для того, чтобы
эта сущностная природа могла воплотиться; 3) до настоящего времени
ни одно общество не обращено в полной мере к базовым потребностям
человека; 4) такое общество может быть создано.
Какой же тип общества отстаивает Фромм? Это общество, в котором
<...человек относится к человеку с любовью, где люди связаны узами брат-
ства и солидарности..; общество, дающее человеку возможность подни-
маться над природой через созидание, а не разрушение, где каждый обре-
тает чувство самости, осознавая себя самостоятельным субъектом, а не
впадает в конформизм, где система ориентаций и привязанностей не пред-
полагает необходимости искажать реальность к поклоняться идолам> (1955,
с. 362).
Фромм даже предлагает название такого общества: гуманистичес-
кий коммунитарный социализм. В таком обществе каждый имеет рав-
ные с другими возможности стать в полной мере человеком. Там нет ни
одиночества, ни чувства изоляции, ни отчаяния. Люди обретут новый
дом, соответствующий <человеческой ситуации>. Такое общество во-
площает марксову модель превращения человеческого отчуждения, воз-
никающего в условиях системы частной собственности, в возможность
самореализации как социального, продуктивного человеческого сущес-
тва в условиях социализма. Фромм дополнил набросок идеального
ЭрихФромм 157
общества размышлениями о том, как можно гуманизировать современ-
ное технологическое общество (1968). Взгляды Фромма резко критико-
вал Schaar (1961).
Хотя в целом взгляды Фромма развивались на основе наблюдений за
людьми в процессе лечения и обширных познаний в области истории,
экономии, социологии, философии и литературы, он предпринял и одно
масштабное эмпирическое исследование. В 195 7 году Фромм выступил
инициатором социально-психологического изучения мексиканской де-
ревни с целью проверки обоснованности своей теории социального ха-
рактера. Он разработал опросник и подготовил мексиканцев-интервьюе-
ров для работы с ним; полученные данные интерпретировались и оцени-
вались с точки зрения важных мотивационных и характерологических
переменных. Опросник дополнялся методом <чернильных пятен> Ро-
ршаха (Rorschach, Н.), позволяющим глубже раскрыть вытесненные ус-
тановки, чувства, мотивы. Данные были собраны к 1963 г.
Были выявлены три основных типа социального характера: продук-
тивно-накопительский, продуктивно-эксплуативный и непродуктивно-
рецептивный. К продуктивно-накопительскому типу принадлежат зем-
ледельцы, к продуктивно-эксплуативному - деловые люди, а к непро-
дуктивно-рецептивному - бедные работники. Так как люди с одинаковым
по структуре характером имеют тенденцию к образованию семей, эти
три типа составляют очень ригидную классовую структуру деревни.
До того, как в деревню пришла технология и индустриализация, ос-
новных классов было два: землевладельцы и крестьяне. Продуктивно-
эксплуативный тип существовал лишь как девиантный. Тем не менее,
представители именно этого типа взяли на себя инициативу открытия
для деревни плодов развития технологии, став таким образом символом
прогресса и лидерами общества. Они сделали доступным дешевые раз-
влечения - кино, радио, телевидение, а также товары фабричного про-
изводства. Как следствие, бедные крестьяне были оторваны от традици-
онных культурных ценностей, не обретя при этом преимуществ, предос-
тавляемых технологическим обществом. По сравнению с утерянным
обретенное оказалось хламом: кино сменило карнавалы, радио - мест-
ные группы, готовое платье - продукты ручного вышивания, стандарт-
ная мебель и утварь - рукотворные произведения. Главное же в этом
исследовании то, что оно иллюстрирует тезис Фромма: характер (лич-
ность) влияет на социальную структуру и социальные изменения и сам
испытывает их влияние.
1 58 Социально-психологические теории: Адлер, Фромм, Хорни, Салливан
КАРЕН ХОРНИ
Карен Хорни родилась в Германии, в Гамбурге, 16 сентября 1885 г., и
скончалась 4 декабря 1952 г. в Нью-Йорке. Медицинскую подготовку
она получила в Берлинском университете, с 1918 по 1932 г. Сотруднича-
ла с Берлинским психоаналитическим институтом. Она проходила ана-
лиз у Карла Абрахама и Ганса Сакса (Sachs, Н.), двух выдающихся пси-
хоаналитиков того времени. По приглашению Франца Александера (Alex-
ander, F.) она переехала в Соединенные Штаты и в течение двух лет
была заместителем директора Чикагского психоаналитического инсти-
тута. В 1934 г. она переехала в Нью-Йорк, где практиковала как психо-
аналитик и преподавала в Нью-Иоркском психоаналитическом институ-
те. Разочаровавшись в ортодоксальном психоанализе, она вместе с груп-
пой единомышленников основала <Ассоциацию за прогресс психоанализа>
и Американский институт психоанализа, который возглавляла до самой
смерти.
В своих идеях Хорни видит не абсолютно новый подход к пониманию
личности, а развитие фрейдистской психологической системы. Она стре-
мится устранить заблуждения Фрейда - корень которых, как она счи-
тает, в его биологической, механистической ориентации - с тем, чтобы
мог полностью реализоваться потенциал психоанализа как науки о че-
ловеке. <Мое убеждение, говоря коротко, заключается в том, что психо-
анализ должен перерасти собственные границы инстинктивной и гене-
тической психологии> (1939, с. 8).
Хорни решительно возражает против представлений Фрейда о том,
что решающим фактором женской психологии является зависть к пенису.
Напомним, Фрейд отмечал, что характерные отношения и переживания
женщины и глубочайший их конфликт возникают в связи с чувством
генитальной неполноценности и зависти к мужчине. Хорни полагает,
что женская психология основана на недостатке доверия и сверхзначи-
мости отношений любви, что мало связано с анатомией половых орга-
нов. (Взгляды Хорни на женскую психологию были собраны и посмерт-
но изданы в 1967 г.).
Эдипов комплекс Хорни связывает не с сексуально-агрессивным кон-
фликтом между ребенком и родителями, а с тревогой, возникающей в
связи с базовыми нарушениями в отношениях ребенка с матерью и от-
цом, например, отвержением, гиперпротекцией, наказаниями. Агрессия,
Карен Хорни 759
вопреки мнению Фрейда, не врождена, а представляет средство защиты
своей безопасности. Нарциссизм в реальности - не самовлюбленность, а
самовозвеличивание и завышенная самооценка, возникающая в связи с
чувством небезопасности. Хорни также подвергает сомнению представ-
ления Фрейда о вынуждении повторения, ид, эго и суперэго, тревоге и
мазохизме (1939). Положительно Хорни относится к фундаментальным,
по ее мнению, разработкам Фрейда в области психического детерминиз-
ма, бессознательной мотивации и эмоциональных, нерациональных мо-
тивах.
1 *)
Главное понятие Хорни - <основная тревога> , определяемая как
<...чувство изоляции и беспомощности ребенка в потенциально враждеб-
ном мире. Это чувство небезопасности может быть порождением многих
вредных факторов среды: прямого и непрямого доминирования, безразли-
чия, нестабильного поведения, недостатка уважения к индивидуальным
потребностям ребенка, недостатка реального руководства, слишком боль-
шого восхищения или его полного отсутствия, недостатка теплоты, по-
нуждения принимать чью-то сторону в родительских ссорах, слишком боль-
шая или слишком малая ответственность, сверхпротекция, изоляция от
других детей, несправедливость, дискриминация, невыполнение обеща-
ний, враждебная атмосфера и т.д.> (1945, с. 41).
Вообще, все, что нарушает безопасность ребенка в отношениях с ро-
дителями, порождает тревогу.
У тревожного, не чувствующего безопасности ребенка развиваются
разнообразные стратегии - для того, чтобы совладать с чувствами изо-
ляции и беспомощности (1937). Он может становиться враждебным,
желать расплатиться с теми, кто его отвергал или дурно к нему относил-
ся. Или же он может стать сверхпослушным - чтобы вернуть любовь,
потерю которой он чувствует. У него может развиться нереалистический
идеализированный образ самого себя - с тем, чтобы компенсировать
чувство неполноценности (1950). Добиваясь любви, он может стараться
подкупить других или пользоваться угрозами. Он может погрязнуть в
жалости к себе - чтобы завоевать сочувствие.
Если ребенок не может обрести любовь - он может искать власти над
другими. Таким образом он компенсирует чувство беспомощности, нахо-
дит выход для враждебности и оказывается способен эксплуатировать
людей. Или же ребенок проявляет сильные соревновательные тенденции,
" Встречающийся вариант: <основное беспокойство>.
160 Социально-психологические теории: Адлер, Фромм, Хорни, Салливан
причем сам факт победы оказывается важнее, чем достижение как тако-
вое. Возможно и обращение агрессии внутрь и самоуничижение.
Возможна более или менее постоянная фиксация личности на любой
из этих стратегий; иными словами, в личностной динамике конкретная
стратегия может обретать характер драйва или потребности. Хорни пред-
лагает перечень из десяти потребностей, рассматриваемых как следст-
вие попыток найти решения проблемы нарушенных отношений (1942).
Она называет эти потребности <невротическими>, поскольку они пред-
ставляют иррациональные разрешения проблемы.
1. Невротическая потребность в любви и одобрении. Эта потребность
характеризуется огульным желанием доставлять другим удовольст-
вие и соответствовать их ожиданиям. Человек живет ради хорошего
мнения о нем окружающих и чрезвычайно чувствителен к любому
знаку отвержения и недружелюбия.
2. Невротическая потребность в <партнере - опекуне>. Человек с та-
кой потребностью - паразит. Он переоценивает любовь и чрезвычай-
но боится быть брошенным и остаться в одиночестве.
3. Невротическая потребность в узком ограничении жизни. Такой че-
ловек нетребователен, удовлетворяется малым, предпочитает оставать-
ся незаметным и превыше всего ценит скромность.
4. Невротическая потребность в силе. Эта потребность проявляется в
стремлении к силе ради нее самой, неуважении к другим, огульном
восхвалении силы и презрении к слабости. Люди, боящиеся прояв-
лять силу открыто, могут пытаться управлять другими посредством
интеллектуальной эксплуатации и превосходства. Другой вариант этого
стремления - потребность веры во всемогущество воли. Такие люди
полагают, что волевыми усилиями всего можно добиться.
5. Невротическое стремление эксплуатировать других.
6. Невротическая потребность в значимости. Самооценка определяет-
ся уровнем публичного признания.
7. Потребность в том, чтобы, быть объектом восхищения. У людей,
обладающих этой потребностью, <дутый> образ самого себя; они хо-
тят, чтобы ими восхищались в соответствии с ним, а не с тем, чем они
являются на самом деле.
8. Невротическое стремление к личным достижениям. Такие люди хотят
быть лучше всех и направляют себя ко все большим и большим достижени-
ям, что является следствием базового отсутствия чувства безопасности.
Карен Хорни 1 61
9. Невротическая потребность в самодостаточности и независимос-
ти. Разуверившись в возможности теплых, приносящих удовлетво-
рение отношений с другими людьми, человек отделяет себя от других
и отказывается от привязанностей к кому-либо или к чему-либо. Он
становится <одиночкой>.
10. Невротическая потребность в совершенстве и безупречности. Боясь
совершить ошибку и подвергнуться критике, люди с этой потребностью
стараются стать неуязвимыми и непогрешимыми. Они постоянно ищут
в себе пороки с тем, чтобы их можно было скрыть прежде, чем они
станут очевидны для остальных.
Эти десять потребностей - источники развития внутренних конфлик-
тов. Например, невротическая потребность в любви ненасытима: чем
большего добивается невротик, тем большего хочет. Следовательно, удов-
летворения не наступает никогда. Аналогично, не удовлетворяется пол-
ностью потребность в независимости, так как другая часть нашей лич-
ности хочет быть любимой и служить объектом восхищения. Поиск со-
вершенства обречен на провал с самого начала. Все вышеназванные
потребности нереалистичны.
В более поздней работе (1945) Хорни делит эти потребности на три
группы: 1) движение к людям - например, потребность в любви; 2) дви-
жение от людей - например, потребность в независимости; 3) движение
против людей - например, потребность в силе. Каждая из этих групп
представляет базовую ориентацию по отношению к другим и к себе. В
различии этих ориентаций Хорни находит основу внутреннего конфлик-
та. Нормальный и невротический конфликт различаются по степени:
<...несоответствие между сторонами конфликта для здоровой личности
значительно меньше, чем для невротика> (1945, с. 31). Иными словами,
конфликты есть у всех, но у некоторых людей - в отягощенной форме,
в первую очередь в связи с ранними переживаниями отвержения, не-
приятия, гиперпротекции и других вариантов неудачных отношений с
родителями.
В то время как здоровый человек может разрешить эти конфликты
путем интеграции трех ориентаций, поскольку те не являются взаимо-
исключающими, невротик, в силу большей основной тревоги, вынужден
прибегать к способам иррациональным и неестественным. Он сознает
лишь одну из тенденций, отрицая или вытесняя другие. Или же человек
создает идеализированный образ Я, в котором противоречивые тенденции
6 Кэлвии С. Холл
1 62 Социально-психологические теории: Адлер, Фромм, Хорни, Салливан
по видимости исчезают, хотя в реальности этого не происходит. В еще
более поздней книге (1950) Хорни многое говорит о несчастливых пос-
ледствиях развития нереалистической концепции Я и попыток жить
соответственно этому идеализированному образу. Жажда славы, чувство
презрения к себе, болезненная зависимость от других, самоуничиже-
ние - вот некоторые нездоровые последствия идеализированного Я. Тре-
тий невротический способ разрешения конфликта - экстернализация
внутренних конфликтов. В результате человек говорит: <Это не я хочу
эксплуатировать других - это они хотят эксплуатировать меня>. Такой
способ порождает конфликт между человеком и внешним миром.
Все эти конфликты не неизбежны и разрешимы, если в своем доме
ребенок находит безопасность, доверие, любовь, уважение, терпимость и
тепло. Следовательно, Хорни, в отличие от Фрейда и Юнга, не считает
конфликты присущими человеческой природе и, соответственно, неиз-
бежными. Конфликт - порождение социальных условий. <Потенциаль-
ный невротик - это тот, кто в обостренной форме пережил, в основном
в детском опыте, трудности, определяемые культурой> (1937, с. 290).
ГАРРИ СТЕК САЛЛИВАН
Гарри Стек Салливан - создатель новой концепции, известной как <меж-
личностная теория психиатрии>. Ее главный принцип - в том, что
касается личности,- заключается в следующем: личность - это <отно-
сительно продолжительный паттерн периодически возникающих меж-
личностных ситуаций, характеризующих жизнь человека> (1953, с. III).
Личность - это некая гипотетическая сущность, которая не может быть
оторвана от межличностных ситуаций, и межличностное поведение яв-
ляет все, что может быть рассмотрено как личность. Следовательно, пола-
гает Салливан, не имеет смысла в качестве объекта исследования рас-
сматривать индивида, поскольку тот не может существовать - и не су-
ществует - отдельно от взаимоотношений с другими людьми. Ребенок с
первого дня жизни является частью межличностной ситуации и на про-
тяжении остальной жизни остается в составе социального поля. Даже
отшельник уносит с собой в дикую природу воспоминания о прошлых
межличностных отношениях, и они продолжают влиять на его мышле-
ние и поведение.
Гарри Стек Салливан 763
Хотя Салливан не отрицает роли наследственности и созревания в
становлении организма, он полагает, что то, что выступает как собствен-
но человеческое - продукт социальных взаимодействий. Более того,
межличностный опыт может изменять - и изменяет - физиологичес-
кое функционирование человека, так что можно даже сказать, что орга-
низм теряет статус биологического существа и становится социальным
организмом, обладающим собственными особенными способами дыха-
ния, пищеварения, выделения, кровообращения и т. д. Для Салливана
психиатрия близка социальной психологии, и его теорию личности от-
личает явная ориентация на социально-психологические понятия и пе-
ременные. Он пишет:
<Мне кажется, что общая психиатрия как наука охватывает во многом ту
же область, что изучается и социальной психологией, поскольку научная
психиатрия изучает межличностные отношения, а это в конечном итоге
требует использования той же системы понятий, которую мы теперь соот-
носим с теорией поля. С этой точки зрения личность рассматривается как
нечто гипотетическое. Изучать возможно лишь паттерн процессов, типич-
ных для взаимодействия личностей в повторяющихся ситуациях или "пол-
ях", включающих наблюдателя> (1950, с. 92).
Гарри Стек Салливан родился на ферме близ Норвича (Нью-Йорк)
21 февраля 1892 г. и скончался 14 января 1949 г. во Франции, в Пари-
же, возвращаясь с собрания исполнительного совета Всемирной федера-
ции психического здоровья в Амстердаме. Он получил медицинскую сте-
пень в Чикагском медицинском колледже в 1917 г., а во время 1 Миро-
вой войны служил в вооруженных силах. По окончании войны он работал
как медик в Федеральном совете профессионального образования, затем
в Службе народного здоровья. В 1922 г. Салливан начал работать в Боль-
нице Святой Елизаветы в Вашингтоне, Федеральный округ Колумбия,
где попал под влияние Уильяма Алансона Уайта (White, W. А.), лидера
американской нейропсихиатрии. С 1923 года и до начала 30-х он сотруд-
ничал с медицинской школой Мэрилендского университета, а также с
Больницей Шеппарда и Эноха Пратт в Таусоне (Мэриленд). В этот пери-
од жизни Салливан осуществил исследования в области шизофрении,
которые составили ему репутацию как клиницисту. Он оставил Мэри-
ленд и открыл собственный кабинет на Парк Авеню в Нью-Йорке со
специальной целью изучения обсессивных процессов у пациентов. В это
время он начал проходить официальное обучение психоанализу у Клары
Томпсон (Thompson, С.), ученицы Шандора Ференчи. Салливан и ранее
1 64 Социально-психологические теории: Адлер, Фромм, Хорни, Салливан '
подвергался психоанализу. Будучи студентом медиком, он прошел око-
ло 75 часов анализа. В 1933 году он стал президентом Фонда Уильяма
Алансона Уайта и работал там до 1943 г. В 1936 г. он способствовал
основанию и стал директором Вашингтонской школы психиатрии - учеб-
ного института Фонда. В 1938 г. начал выходить журнал ,
материалы которого отражали теорию межличностных отношений, разра-
батывавшуюся Салливаном. Он был сначала соиздателем, а затем - до
своей кончины - издателем этого журнала. В 1940-41 гг. Салливан был
консультантом в системе призывной службы; в 1948 г. участвовал в про-
екте ЮНЕСКО <Напряженность>, организованном ООН для изучения
влияния напряженности на международные отношения и взаимопони-
мание. В том же году он стал членом международной комиссии по под-
готовке Международного конгресса по психическому здоровью. Салли-
ван был научным и государственным деятелем, выдающимся психиат-
ром, лидером сыгравшей важную роль школы обучения психиатрии,
замечательным терапевтом, смелым теоретиком. Его личность и ориги-
нальность мышления привлекали множество людей, ставших его при-
верженцами, учениками, коллегами, друзьями.
Помимо Уильяма Алансона Уайта, главное влияние на интеллекту-
альный путь Салливана оказали Фрейд, Адольф Мейер (Meyer, А.), а
также Чикагская социологическая школа в составе Джорджа Герберта
Мида (Mead, G. Н.), У. И. Томаса (Thomas, W. 1.), Эдварда Сепира (Sa-
pir, Е.), Роберта Э. Парка (Park, R. Е.), Э. У. Берджесса (Burgess, Е. W.),
Чарльза Э. Мерриэма (Merriam, С. Е.), Уильяма Хили (Healy, W.), Ха-
рольда Лассуэлла (Lasswell, Н.). Особенную близость Салливан чув-
ствовал с Эдвардом Сепиром, одним из первых начавшим отстаивать
необходимость сближения антропологии, социологии и психоанализа.
Салливан начал формулировать основные положения своей теории меж-
личностных отношений в 1929 г. и утвердился в своих идеях в середи-
не 30-х.
При жизни Салливан опубликовал лишь одну книгу, отражающую
его теорию (1947). Однако после его ухода остались обширные рукопи-
си; кроме того, остались записи многих лекций, прочитанных студентам
Вашингтонской школы психиатрии. Эти рукописи и записи, как и дру-
гие неопубликованные материалы, были доверены Психиатрическому
Фонду Уильяма Алансона Уайта. Было издано пять книг, основанных
на материалах Салливана, первые три - с введением и комментариями
Элен Суик Перри (Perry, Н. S.) и Мэри Гейвелл (Gavell, М.), последние
Структура, личности 165
две-только с введением и комментариями миссис Перри.
personal theory of psychiatry> (1953) в основном представляет цикл лек-
ций, прочитанных Салливаном зимой 1946-47 гг. и является наиболее
полным описанием его теории межличностных отношений.
atric interview> (1954) основывается на цикле лекций, прочитанных Сал-
ливаном в 1944 и 1945 гг., a (1956) - на
лекциях 1943 г. Рукописи Салливана о шизофрении, большинство кото-
рых относится к периоду его сотрудничества с Больницей Шеппарда и
Эноха Пратт, были собраны воедино и опубликованы под названием (1964). Понять социально-
zophrenia as a human process> (1962). Последняя вышедшая книга -
психологическую теорию Салливана лучше всего позволяют первая и
последняя книги.
Патрик Маллэи (Mullahy, P.), философ и последователь Салливана,
издал несколько работ, посвященных теории межличностных отноше-
ний. В одной из книг - (1949) содер-